Жидовствующие

Жидовствующие
(Новгородско-московская ересь антитринитариев)
   резко антиправославное умонастроение, распространявшееся в кон. XV - нач. XVI в. в Москве и Новгороде среди служилого сословия, купечества, в придворных великокняжеских кругах, а также среди нек-рых представителей духовенства и в посадских кругах. Представления о взглядах Ж. дают памятники обличительной литературы, важнейшие из к-рых "Просветитель" Иосифа Волоцкого и антиеретические послания новгородского епископа Геннадия. Сохранились благодаря тайнописи и иносказаниям некоторые оригинальные еретические соч., а также соч., переписывавшиеся писцами-еретиками (комментирующие пометы Ивашки Черного на полях "Елинского летописца", тенденциозное редактирование "Мерила Праведного" Иваном-Волком Курицыным). Из рукописей, напр., исчезали упоминания о троичности Божества, устанавливался запрет на изображение Христа. Особое пристрастие еретики питали к ветхозаветной и пророческой литературе. Был переведен с еврейского "Шестокрыл" - астрологическая, еретическая книга, автором к-рой считается Иммануил бен Иаков (XIV в.) и в к-рой обширные математические и астрономические знания переплетались с магией. В основе ее лежал принцип вечного календаря, с помощью к-рого еретики высмеивали деятелей церкви, ожидавших светопреставления в 1492 г., когда истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира. Отрицая идею конца мира, Ж. не признавали грядущего воскресения и воздаяния, т. е. христианской эсхатологии. Подобные умонастроения предполагают понятие о незамкнутости вечно длящегося времени. Пристрастие к астрономии и гаданиям отразило такой тип мировосприятия, к-рому не чужды были элементы фатализма и пантеизма. Еретики указывали на присутствие Божества в мире через эманацию (истечение), сливая божественную сущность с материальным началом. Они исходили из того, что единое начало, непостижимая божественная бесконечность, являясь субстанциальной основой бытия, проникает собой весь мир. Аналогичные принципы формулировал еврейский философ М. Маймонид (1135–1204).
   Можно указать на др. иудейские источники, использовавшиеся древнерус. еретиками. В русле еретических идей переводной литературы решает проблему соотношения веры-пророчества-мудрости Федор Курицын в своем "Лаодикийском послании", где сформулировано кредо Ж. Основой веры здесь объявляются пророческие наставления, смысл к-рых постигает мудрый, а мудрость, в свою очередь, дается чудесным образом тому, кто следует заповедям пророков. При этом святоотеческое предание, являющееся основой господствующей православной религиозности, рассматривается как преграда для даруемой пророческим откровением свободы. По убеждению Федора Курицына мудрость имеет божественное происхождение. Встречное устремление человека к божественному возлагается на грамоту, к-рая послана в мир ради спасения. Эти идеи развиваются в примыкающем к "Лаоди-кийскому посланию" "Написании о грамоте", где положение о спасительном предназначении Христа подменяется тезисом о спасительной для судеб человечества миссии грамоты. В такой мировоззренческой установке улавливаются отголоски позднеантичной философии, отождествлявшей Бога со словом (Логосом), созидающим мир. Овладевший грамотой как бы уподобляется Творцу, становится властелином мироздания. Учение Курицына о мудрости, грамоте и самовластии ума, равно как и его арабо-еврейские аналогии, является больше религиозным мистическим порывом, чем рационализацией знаний. У исследователей нет единого мнения в оценке Ж. Одни в идеологии антицерковного учения склонны видеть исключительно библейско-монотеистическую религиозность, др. усматривают в ереси христианско-рационалистичес-кое начало. Противоречия усугубляются спорами об отношении Ж. к иудаизму. Большинство авторов, изучавших эту проблему, не подвергают сомнению наличие еврейских элементов в ереси, но не считают их достаточными для обвинения в иудаизме. Даже древнерус. обличители не отождествляли ересь исключительно с иудаизмом, хотя и указывали на отдельные параллели с иудейской догматикой и обрядностью (почитание субботы, обрезание, пользование еврейским календарем). Ересь Ж. не была однородной. Под этим названием обличители объединили сразу несколько различных антицерковных направлений, указывалось, напр., на различия между новгородскими и московскими еретиками, а также на то, что в древнерус. ереси иудейство смешано с иными еретическими заблуждениями. Тем не менее главным признаком Ж. было последовательное утверждение единобожии в ветхозаветном его понимании и отрицание Троицы (ая-титринитаризм). Еретики подверглись жесткому преследованию со стороны официальной церкви. На Соборе 1490 г. были осуждены поп Денис, дьяк Гридя, чернец Захар и др. По решению Собора 1504 г. к казни приговорены Иван-Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, новгородец Некрас Рукавов, еще ряд лиц. Такие известные по обличительной литературе лидеры, как дьяк Курицын, кни-гописец Ивашко Черный, купцы Зубов, Семен Кленов" др., либо умерли до начала расправ, либо отошли от де* тельности и скрылись. Расправившись с антицерковным движением, церковь утвердила монопольное право на руководство духовной жизнью об-ва.
   Л и т.: О ереси жидовствующих. М., 1902; Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVI веков. Спб., 1903; Источники по истории новгородско-московской ереси кон. XV - нач. XVI в. // Казакова Н. А. и Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI века. М.; Л., 1955. С. 256–523; Мильков В. В. Религиозно-философские проблемы в еретичестве конца XV - начала XVI в. // Философская мысль на Руси в позднее средневековье. М., 1985. С. 40–67; Григоренко А. Духовные искания на Руси конца XV в. Спб., 1999; Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. Спб., 2001. С. 315–340.
   В. В. Мильков

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Жидовствующие" в других словарях:

  • ЖИДОВСТВУЮЩИЕ —     ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (новгородско московская ересь     антитринитариев) религаюзно реформационное движение, распространившееся в кон. 15 нач. 16 в. в Новгороде и Москве. История ереси и воззрения вольнодумцев известны из “Просветителя” Иосифа… …   Философская энциклопедия

  • ЖИДОВСТВУЮЩИЕ — ЖИДОВСТВУЮЩИЕ, жидовствующих, ед. жидовствующий, жидовствующего, муж. (ист.). Последователи рационалистической секты в православной церкви 15 века, некоторыми подробностями своего вероучения подавшие противникам повод видеть в нем влияние со… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЖИДОВСТВУЮЩИЕ — («ересь жидовствующих»), иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV н. XVII в. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова «жидовство». Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских… …   Русская история

  • Жидовствующие — Ересь жидовствующих  православно церковное[1][2] название для ряда еретических, с точки зрения официальной православной церкви, сект. Используется преимущественно применительно к отколовшейся религиозной группе, возникшей в Новгороде в последней… …   Википедия

  • ЖИДОВСТВУЮЩИЕ — ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ или ЖИДОВСТВУЮЩИЕ Русская рационалистич. секта, возникшая во 2 й половине XV в. в Новгороде. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • жидовствующие —    Жидовствующих ересь занесена была в Россию из Литвы и была смесью иудейства с христианством. Ее принес в Новгород, в XV веке, киевский еврей Схария, образованный по своему времени человек, знакомый с астрологией и кабалистикой. Учение… …   Справочник по ересям, сектам и расколам

  • ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (ересь) — ЖИДОВСТВУЮЩИЕ, см. Новгородско Московская ересь (см. НОВГОРОДСКО МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ) …   Энциклопедический словарь

  • Жидовствующие — («Жидовствующие»,)         православно церковное наименование одной из разновидностей ересей в России во 2 й половине 15 начале 16 вв., неупотребляемое в советской исторической науке. См. Ереси в России …   Большая советская энциклопедия

  • Жидовствующие — Ересь, известная под этим именем, появилась в Новгороде во второй половине XV века и оттуда перешла в Москву. По словам летописцев, первым ее распространителем в Новгороде был еврей Схария, в 1471 г. приехавший туда из Киева и совративший… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • "ЖИДОВСТВУЮЩИЕ" — см. Ереси …   Советская историческая энциклопедия

  • "ЖИДОВСТВУЮЩИЕ" — религ. реформац. движение в России 2 й пол. 15 – нач. 16 вв. Ересь Ж. была общерусским реформац. движением, представлявшим широкие социальные круги: торгово ремесленные круги Новгорода, Пскова, Москвы, Твери, мелкопоместные элементы, слои низшего …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»